СТАТЬИ

Постичь музыку

Никита Борисоглебский •  14 ноября 2016

Скрипача Никиту Борисоглебского называют одним из самых ярких и востребованных музыкантов современности. В своих материалах критики не скупятся на комплименты при описании его техники исполнения и свойственной музыканту экспрессии. 11 ноября Никита Борисоглебский выступил в областной филармонии в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра. Предлагаем вам небольшое интервью, которое музыкант дал перед концертом.

О музыкальной карьере.

Я из семьи химиков, музыкой начали заниматься вместе с сестрой — ей было семь, а мне шесть. Я изучал фортепиано, она играла на скрипке. А через год мы с ней поменялись — она ушла на фортепиано, а я — на скрипку. Родители рассказывали, что я очень интересовался тем, как играет сестра, прислушивался к ней. Плюс у неё не оказалось идеального слуха, который необходим для скрипача. Первый концерт у меня был в 10 лет вместе с оркестром Ростовской филармонии. Это был очень забавный концерт, ведь мы играли концерт Д.Б. Виотти — достаточно серьёзное произведение из детского репертуара, который все скрипачи должны пройти. А для оркестра это также было необычное произведение, но потому, что они Виотти играют редко. Когда я выходил на сцену, у меня не было волнения — меня больше волновала бабочка на пиджаке, которая смещалась от скрипки. В первой части был момент, когда я играю соло, а дальше — оркестровый проигрыш. В этом оркестровом проигрыше важно было не потерять бабочку.

О волнении на сцене

Дети не волнуются перед выходом на сцену. Но, чем старше ты становишься, тем более волнуешься. Если ты двигаешься дальше, у тебя появляются конкурсы и завоевания, авторитет твой растёт, тем более становится волнительным выходить на сцену. Даже Горовиц говорил, что для него, знаменитого всему миру, выходить на сцену боязно, так как от него, как от живой легенды ждут все более невообразимого, и если он этого не даст... Мы вроде как растём, профессионализм растёт, но и степень ответственности тоже растёт.

О музыкальной психологии

Мне повезло с педагогами — они мудро подходили к выбору репертуара. Мы играли небольшие пьесы, которые были требовательны в смысле технологии, в них можно провести большую работу над техникой — все мои педагоги были требовательны в смысле техники. Это видно, когда человек играет произведение не по-своему возрасту в смысле психологии. Если человек не понимает, что он играет — научить этому невозможно.

О концерте № 1 Шостаковича

К концерту я шёл достаточно долго. Впервые сыграл его в марте текущего года на гастролях в Англии. У меня было два концерта — в Оксфорде и Кембридже вместе с оркестром Павла Когана. Потом был концерт в Белгороде. Концерт Шостаковича очень выигрышный для скрипача, потому что партия скрипки написана фантастически, она на первом плане и не уходит в оркестр, как в концерте Сибелиуса. Для скрипачей он — один из самых благодарных концертов, он очень яркий в хорошем смысле этого слова. Мне интересно с ним расти, ведь здесь мало выучить ноты — его надо играть не один год, чтобы постичь.

О скрипке

Я уже два года играю на скрипке XVIII века венецианской работы. Мастер, который её сделал, в основном, делал виолончели, которые очень ценятся — для музыкантов это топ-класс. Скрипок он сделал меньше, но мне повезло одну из них приобрести. Она обладает сладким хорошим голосом. Корпус её уже, чем у других скрипок, и это не влияет на силу звука, который с удовольствием вылетает из неё.