Театр во многом можно назвать технологичным видом искусства. Эстетическое качество спектакля напрямую зависит от художника по свету. В этом сезоне Георгий Горазеев, художник по свету театра кукол, стал лауреатом премии «Зеркало сцены» в номинации «Лучший художник по свету». Он поделился интересными фактами о его профессии и творческой жизни. Георгий, расскажите о начале Вашего пути. Чем был обусловлен выбор такой необычной профессии?
— Сначала я хотел прийти в актерскую профессию. Увидел на столбе объявление: «Актерский экспериментальный курс на базе института культуры», пошел туда. Потом, по приходу в театр, в том числе и кукол, я работал в театральном товариществе монтировщиком, помощником режиссера. Мне понравился свет, больше чем актерское дело. Постепенно акцент сместился, я ушел из актеров и начал работать художником по свету.
То есть театральное искусство пришло в Вашу жизнь раньше, чем техника?
— Нет, техника пришла гораздо раньше, а потом в моей жизни появился театр. И я нашел профессию, в которой связаны техника и театр.
В каком театре Вы выступали? Какая роль была самой запоминающейся?
— Я играл в театре «Переход», который тогда еще был просто театром Рязанского педагогического института. Моя самая крупная роль — Бенволио в «Ромео и Джульетте».
На церемонии «Зеркало сцены» Вы получили премию «Лучший художник по свету» за работу над постановкой «Снился мне сад в подвенечном уборе...». В чем особенность света в этом спектакле? Почему эту работу отметили, как лучшую?
— Всё зависит от художественного решения, есть ли возможность поставить интересный свет или нет, многое зависит от режиссера, дает ли он воплотить то, что ты хочешь сделать. Раньше вообще не было этой номинации. И специального человека, который оценивает свет, в комиссии нет. На мой взгляд, просто в тот год из всего, что было представлено, по свету этот спектакль был самым красивым. Я работаю в этой сфере 11 лет, мои коллеги работают еще дольше, а этой номинации не было. И все мы заслуживаем эту награду, и я надеюсь, мы будем получать ее по очереди!
Как свет влияет на драматургию спектакля? Как с помощью света можно сделать ту или иную сцену абсолютно разной для восприятия?
— Свет помогает раскрыть то или иное действие, он может подчеркнуть мрачность происходящего или, наоборот, свет может быть ярким и веселым, также он указывает, куда смотреть зрителю. Актер — главное на сцене, а свет просто помогает художнику, режиссеру, актеру расставить акценты, что-то подчеркнуть.
В чем особенность работы со светом в театре кукол?
— Во-первых, огромное количество светящихся поделок. В театре кукол вы видите, что подсвечиваются элементы декораций внутри, подсветку в куклах. До того, как спектакль начинает ставиться в плане света, ты уже сидишь, паяешь какие-то лампочки. Либо для кукол, либо для маленьких окошечек, для кукольных домиков. Во-вторых, это работа с сантиметрами. Куклу на ширме надо подсветить, или она где-то сместилась. То есть, это сантиметры, в которые нужно попасть. Если чуть-чуть не точно, то лезет «грязь», то есть требуется очень точная направка. Иногда уходит больше времени на репетицию с актерами, чтобы они попадали куклами в свет, в театре драмы или в ТЮЗе на это время не тратится. И, конечно, такие особенности как «черный кабинет», ширма, какие-то эффекты за ней. В театре кукол действительно много возможностей!
Какими световыми решениями удивит новый спектакль «Золушка» рязанского зрителя?
— Там будет и «черный кабинет», и подсветка декораций светодиодными лентами, и куклы с подсветкой, и просто интересные решения, открытые нам, например, в сцене на балу.
Известно, что в этой постановке будет много мультимедийных приемов. В работе со светом это мешает или помогает?
— С одной стороны работать проще, с другой сложнее. Когда есть видео, в чем-то это упрощает работу, надо меньше придумывать или делать что-то. А сложнее бывает, например, когда используется сетка, на которой проецируется видео, из-за этого я не могу дать фронтальный свет, приходится думать, как можно подсветить сзади экрана или спереди экрана. Везде есть свои положительные стороны и отрицательные.
Чем еще Вы живете вне своей работы? Расскажите о своих хобби.
— Раньше было увлечение домашним кинотеатром, хорошей музыкой на аппаратуре. С появлением ребенка это хобби ушло, сейчас я занимаюсь фотографией
Как бы Вы изложили свою личную философию Вашей профессии?
— Эта работа — слияние воедино творчества и техники, в чём я и нашел себя.
Мария Сонина
|