Волшебный мир, который окружает зрителя в театре кукол, создается художником. Кукла — это основа спектакля. Все начинается именно с ее загадочного появления на свет, а только потом на нее накладывается драматургия. Тайнами рождения театральной куклы с нами поделился художник Рязанского театра кукол Захар Давыдов.
Захар, скажите, сколько времени у Вас уходит на создание куклы? Всегда ли Вы укладываетесь в поставленные сроки?
— В зависимости от того какая кукла, от ее сложности. Но нельзя сказать: «У вас есть три дня, сделайте куклу». Ведь процесс может пойти не совсем удачно. Она же тоже может капризничать. Ведь кукла — это живое существо.
Как происходит обычно подбор выразительных средств в работе над куклой? После чего Вы осознаете, что она должна выглядеть тем или иным образом?
— В первую очередь, видение приходит после прочтения текста. Образ — это же не просто конструктор, который складывается и формируется, а он возникает в сознании в виде картинки, после чего переносится на бумагу.
Бывают ли сложности во взаимопонимании между художником, режиссером и актером? Ведь каждый из них чувствует образ персонажа по-разному.
— Противоречия есть всегда. В споре рождается истина. Но нельзя сказать, что мы видим героев по-разному. Здесь речь идет о втором этапе создания образа. После зарисовки эскиза на бумаге ты показываешь его режиссеру. И он говорит: «Ведь ты не заметил в пьесе одного нюанса, перечитай его и ты поймешь, что этот персонаж не такой, каким казался». Тогда ты прислушиваешься к словам режиссера, совмещаешь это со своим видением и продолжаешь работать.
Какие требования к куклам у актеров? Важно ли для актера, чтобы кукла была легкой?
— Актерам, конечно, это важно, но куклы редко получаются легкими. Со своей стороны, мы стараемся их облегчить. А в нашем театре актеры такие прекрасные, такие сговорчивые, что они просто приноравливаются к тому материалу, что им дает художник.
Расскажите об этапах Вашей работы над постановками.
— После того как эскиз утвержден и все остаются друг другом довольны, мы лепим кукол, отливаем их, клеим, одеваем, режем ручки, ножки. Четкого порядка не существует, это творческий процесс. Но будучи во всех театрах, я всегда отметаю стереотип, что цех — это производство. Ведь каждый работник цеха — он создатель сам по себе. Моя работа — это только толчок, а все остальное сделано их руками. И если художники не полюбят свое дело, в кукле не будет души. А у нас они вот какие хорошенькие получаются!
У Вас есть любимая кукла?
— Нет, конечно. Я с ужасом боюсь всегда этого вопроса. Представьте, у вас три ребенка. И вас спрашивают: «Какого ребенка вы любите?». А они стоят рядом с вами. Точно так же задавать этот вопрос некорректно, когда они тут висят и все слышат. Правда. У них же у каждой свой характер, они бывают и вредные. Та же Золушка, у нее хоть милая масочка, но она сама себе на уме. Может и пакость устроить.
Как художнику удается вдохнуть в куклу жизнь?
Вдохнуть в нее жизнь можно исключительно любовью. Вообще в этой жизни все исходит только от любви.
Мария Сонина |