СТАТЬИ

Я — клинический реалист

Захар Прилепин •  25 марта 2016

23 марта 2016 года в Рязанской областной филармонии состоялся спектакль «Ты чё такой похнюпый?» по прозе Захара Прилепина. Автор стал гостем спектакля, после показа которого пообщался с публикой. Перед спектаклем писатель нашёл время, чтобы поговорить с рязанской прессой.

О спектакле и Владимире Деле

Если бы я жил на рязанской земле и был бы руководителем, я бы вокруг Деля водил бы хороводы, потому что это режиссёр экстрауровня. Он аномально талантлив. Он может даже из телефонной книжки сделать спектакль и будет интересно. У нас с ним был спектакль «Допрос», с которым мы объехали всю страну от Калининграда до Владивостока, и в Москве показывали его в ЦДЛ, и там были все мои товарищи — Пётр Буслов, Алексей Учитель, Саша Велединский — и все были в восторге. Удивительно было, как восприняли этот спектакль. А потом Деля пригласили в Белгород, и он сделал ещё один спектакль по моей прозе. У него уже три спектакля по моим произведениям, и мы задумались, что надо бы нам в Рязани сделать фестиваль, бенефис — Владимира Деля и мой, чтобы показать все спектакли, чтобы до Рязани довезти все спектакли и может быть какую-то ещё программу. Нам только что пришла в голову такая идея, но она давно в воздухе витала.

О Рязани

Я бываю каждый год в Рязани, еду в Константиново. Рязань — мой родной город, я к нему особое чувство питаю, мне он очень нравится. Дороги, конечно, очень плохие, но у меня большая машина, я не замечаю дорог. Мне сложно Рязань оторвать от сердца и относиться к ней отдельно.

О псевдониме

Имя Захар пошло от прадеда. В Липецкой области у меня был прадед, Захар Прилепин. Отец у меня был Николай Семёнович, но его друзья тоже называли Захаром. Мне запомнилось, что в детстве такого имени ни у кого не было — Захаров до недавнего времени даже знакомых не было. Сейчас я знаю несколько случаев, когда дети называют детей Захарами. Приходят и говорят — вот, назвали ребёнка в честь вас. Я им отвечаю: да я по паспорту Евгений. Они говорят — ну, другого родим, назовём Женя. Когда начал писать книги в 2005 году, не было никаких Захаров поблизости, я думал — подпишу-ка я книгу Захар Прилепин. И как-то у меня всё в жизни заладилось, и я подумал — напишу вторую. Написал вторую — тоже подписал Захаром, потому, что подумал, что выйдет путаница, если тут Захар, а тут Евгений. Так с тех пор с таким именем и живу.

О кинопроектах

Я снимался несколько раз в кино, мне предлагали, я отказывался, потом начал соглашаться. И совсем недавно мне предложили — не сыграешь главную роль? Я сказал — сыграю, вы скажите какой гонорар? Они сказали — вот такой. Я сказал — ну, тогда тем более сыграю. Они прислали мне сценарий, я прочитал его. Сценарий очень крутой, потрясающий, я бы, если бы сам написал — собой бы гордился. У них снимаются гармаши, а мне — главную роль. У моего персонажа есть что-то со мной общее, и они на меня запали. Сейчас я буду сниматься в главной роли в хорошем кино. Если всё получится, снимут хорошо, то будет новый «Бумер», такая картина человечески-криминального толка. Саша Велединский, автор сценария к фильмам «Бригада» и «Дальнобойщики», режиссёр «Географ глобус пропил» собирается экранизировать «Обитель». Ещё один продюсерский центр хочет экранизировать «Допрос», Первый канал купил права на роман «Патология». Там много чего куплено, но это вовсе не означает, что будут фильмы. Год кино попал на кризис, денег на кино практически нет ни у кого. А «Обитель» — это масштабная книжка, должен быть масштабный фильм, пока дают только половину. Планов у нас до черта, а будут ли они реализованы в течение Года кино —большой вопрос.

О литературе

К занятию литературой я отношусь серьёзно, это главное в моей жизни. Я владею двумя СМИ, веду две телепрограммы, я записываю песни, работаю на Донбассе, но всё это служит одной цели — литературе, потому что это главное, что происходит в сфере самореализации. Я отношусь к этому профессионально, когда я текст напишу строго с ним обращаюсь, и пока я его не продам втридорога — не успокаиваюсь (улыбается). У меня четверо детей от одной жены, я считаю, что они должны быть вскормлены хорошо, и папа не имеет права что-то там в стол ковырять. Я — клинический реалист. Моя мечта — уметь всё, что угодно.

О Юрии Быкове

Юрий Быков снимает фильмы по своим сценариям, он работает со своим материалом. Вообще, он прямо признавался — он нечитающий человек, он искренне убеждён, что литература — это маргинальная вещь, литература ни на что не влияет, а кинематограф работает с миллионами. Я его не разубеждаю, если он считает — пусть считает. Режиссёр он действительно очень крутой, в нем сошлось то, что мало бывает в творческой среде: когда критический взгляд, критический реализм незримым образом соединён с чувством сопричастности к своей земле, к своей родине, к русскому человеку, которого он очень любит.

О молодых писателях

Я думал, что на смену моему поколению должно явиться новое, но не появилось в том виде, в каком я его ожидал. Те вещи и темы, которые они несут — они мне не очень любопытны, меня интересуют более глубокие масштабные вещи.

О русском языке и сленге

Это иллюзия — человек использует сленг и является лидером продаж. Вообще, молодые писатели используют сленг, и из них никто не популярен, ничего с ними не происходит. Книги читают образованные люди, а люди, использующие сленг — они ничего не читают, и популярнее за счет этого не станешь совершенно, хоть используй, хоть не используй что-то. Для меня важно достичь необходимого эффекта. Для этого я могу использовать любую лексику, могу старорусскую, классическую, в зависимости от того, что я пишу.

Светлана Молодова