30 августа 2015 года в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества состоялась церемония подведения итогов III Тарковских чтений. Специальным их гостем стала Заслуженная артистка РСФСР, кинорежиссёр и сценарист Наталья Бондарчук. Встретиться с ней все желающие могли на творческих встречах, одна из которых прошла в рамках церемонии закрытия. О женской красоте
Для меня главный образ красоты — Мария Николаевна Волконская, имя которой освящено именем А.С. Пушкина. Ей он посвятил свои стихи, авторство которых установил Щёголев. Об этой женщине я сняла фильм «Одна любовь души моей». У меня на руке кольцо — точная копия того кольца, которое соединяло Марию Раевскую и Пушкина — я его ношу столько, сколько снимался фильм. Меня эта женщина поразила своей жизнью — ведь не столь важно, сколько лет ты живёшь, важно как ты живёшь. Важно быть «живым и только до конца» или дольше, как Андрей Тарковский.
О Станиславе Леме
Я прочла «Солярис» в 11 лет — и отдала эту книгу Тарковскому. Роман Станислава Лема — потрясающий, но он — о другом, не о том, о чём снят фильм. Книга Лема — о том, чтобы не вредить космосу, отсюда и проблемы людей. У Тарковского эта проблема шире — он снял кино о любви к человечеству в целом. Русской душе это свойственно — ей нужно спасти мир. Лем — настоящий научный фантаст, а я всё же ближе Бредбери. Поэтому я и убеждена, и везде об этом говорю, что «Солярис» должны снять в Японии — пусть они, со свойственным им пониманием жизни, снимут фильм о бессмертии души. Именно в силу этого «Солярис» будет волновать людей и дальше — и пусть сосуществуют и гениальный Лем, и гениальный Тарковский.
О творческих планах
Недавно исполнилось 20 лет с того дня, как я первый раз увидела аутиста. Потом я узнала о страшных цифрах, свидетельствующих о той проблеме, которая существует во всём мире, в США, в отношении аутизма — сейчас работаю над спектаклем «Иные» об этих детях. Понимаете, у них, у этих ребят, совершенно иное мировосприятие — они могут по-другому воспринимать ауру человека, понять образы, не раскрывая книгу. Они такие, о которых говорят — «пыльным мешком по голове стукнутые». Такими в своём роде аутистами были и Гоголь, и Эйнштейн, и Пушкин — гениями, отличными от других, непохожими на других. Это компенсированные аутисты. Один журналист сказал однажды — таких людей, аутистов, надо убивать, чтобы не мучались и не мучали других. Но весь с этого и начинается фашизм — когда одни считают, что вправе решать судьбу других.
О счастье в жизни
Счастье земное трудно завоёвывается — смысл жизни в самосовершенствовании, способность к которому нам дана. У вас очень правильно назван проект — «Океан Солярис — острова памяти» — ведь, как говорил Тарковский, важно встретиться с собою в веках. Нужно выстроить свою жизнь, и тогда она будет наполнена счастьем.
О загадочной русской душе
Обломов мне ближе, чем Штольц. Можно упаковать себя так, что ты не встретишься со своей душой никогда. У Обломова как раз — не лень, а боязнь быть винтиком в огромной машине. Штольц, конечно, неплох, он ведь любит по-своему Обломова, но тут как раз тот момент, когда нужно объединить лучшие черты Штольца и Обломова — тогда получишь то, что нужно сейчас. И Штольц, и Обломов нам нужны, — однако тут как раз важнее завод во имя жизни, чем то, что я создал завод.
О выходе из жизненного кризиса
Я всю жизнь была в глубоком кризисе — как мне говорили, что смертность режиссёров выше, чем у лётчиков. Вот, например, сейчас я нахожусь в дичайшем положении — не хочу снимать тот фильм, который был в 3D снят, в 2D. Я снимала красивую детскую сказку о любви, а нахожусь сейчас в лапах Снежной королевы, то есть наших капиталистов, которые считают, что, дав деньги, получили право управлять. Я намерена решать этот вопрос в свою пользу — и у меня есть стойкое ощущение того, что всё будет хорошо.
Записала Светлана Молодова.
|