СТАТЬИ

Природа — желание красоты…

Майя Мартолина •  1 марта 2019

Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен... —

этот лесной задумчивый край, любовь к которому

не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

Константин Паустовский

Мы все хотим быть детьми, — тоскуем о детстве.

Как будто в прошлом, — а на самом деле

о будущем, золотом веке...

Дмитрий Мережковский

Победит Красота.

Древняя мудрость

В эпоху бездуховной массовой западной культуры каждая встреча с подлинным искусством — всегда праздник. Особенно с искусством российской молодёжи. Золотое время — пора юности...

Развитие молодёжного искусства могут наблюдать жители Рязани один раз в два года в Областной выставочной экспозиции «Новое поколение». В настоящей выставке представлено немало работ молодых художников из Рязани, из Москвы. Произведений живописи, графики, скульптуры, скопинской керамики и декоративно-прикладного искусства.

Задача истинного искусства — сеять в душах людей Свет, Добро. Воспевать добро и обличать пороки общества. Современное искусство зачастую приводит к опустошению, к опошлению души. Ещё Александр Блок обличал в своей лирике пошлость:

Ах, если б мог я научиться

Бессмертной пошлости толпы!

Выставка «Новое поколение» — ещё один шаг к традиционному русскому искусству... Радостна встреча с произведениями декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены чудесные работы Дарьи Христолюбовой — комплект салфеток «Нежность» (сцепн. техн. плет.), «Салфетка» (числ. техн. плет.; выш. полистер, лён, мулине). Затейливый узор салфетки «Нежность» искусно выполнен в светло-бежевой гамме.

Кружевное цветочное узорочье продолжили салфетки Елены Меркушкиной — «Весна», «Морозные узоры» (сцепн. многопарн. техн. плет.; полистер, люрекс). В работах мастерицы зима повстречалась с весной.

Впечатляют изделия скопинской керамики. Это сосуд «На токовище» (глина, глазурь) Натальи Болдовой, сосуд «Двухкольцевой» (глина, полива) Екатерины Селивановой, семисвечник «Рыба» (глина, полива) Валентины Пономарёвой.

Замечательно символическое начало в керамике. Семь — божественное число семисвечника. Птица — символ полёта, спешит обратить взор человека от земного к Небесному. Круг — символ Вселенского Мироздания. Данные работы ведут к пробуждению творческой мысли человека...

Прекрасно созерцать одухотворённое ваяние Николая Маныкина! Таковы скульптуры — «Портрет девушки», «Портрет мальчика» (гипс тонир.), «Детский портрет» (мрамор). В творчестве художника прослеживается гармоничное пластическое начало. В последней работе образ девочки дышит светом, чистотой, лаской... Восторженно писал о золотой поре детства Дмитрий Мережковский: «Мы все хотим быть детьми, — тоскуем о детстве. Как будто в прошлом, — а на самом деле о будущем, золотом веке...».

Интересны графические работы — «Кролик», «Рубаха» Александра Дёмкина (крафт, кар.), «Перед грозой» Сергея Вахрушева (линогравюра), «Дерево» Ирины Герасимовой (дер., офорт), «Город у моря» (бум., кар.) Дениса Чернова, исполненный в жанре архитектурного пейзажа. Для графики художника характерны романтическое и гармоническое начала.

Истинно, просветляет душу живопись художников. Это картины — «Сказочный Восток» Елены Елисеевой, «Музыканты» Светланы Чувилёвой, «Отражение» Ольги Калинкиной, «Спортивная команда» Эллады Галаховой.

В декоративной живописи Елены Фроловой прочитываются любовь к красоте и русскому ладу народного орнамента Скопинского края. Серия работ «Секиринские женщины» («Колыбельная», «Невеста», «Девичья весна», «Праздник» и т.д.) написана в ярком, красочном колорите. Весомая тема — материнства — сегодня очень актуальна. Следует возродить и запечатлеть в летописи традиционного русского искусства старинный крестьянский костюм.

В бытовом жанре созданы великолепные живописные полотна Дениса Чернова — «Домой после катания», «Мила между берёзами». В последней работе, с картины с искренним удивлением смотрит на нас в окружении русских берёз девочка, светлоокое белокурое создание. Работа написана в серебристо-охристой палитре... Вспоминаются проникновенные лирические строки Евгения Маркина:

Изумляюсь первому цветку!

Ничего на свете нет красивей,

Чем в лесу,

во глубине России,

Ландыш, наклонённый к ручейку...

Славу торжественной природе заповедной Мещеры пропела Юлия Гольцева в несравненной пейзажной лирике! В пейзажных полотнах — «Время весны», «Журавли летят», «Заповедный берег». Живопись художника наполнена гармонией природного Мироздания, веянием импрессионизма. Прозрачной перспективой и торжеством жизни. Лирико-поэтической композицией. Органично нежное цветовое решение.

Журавли... Этим трогательным птицам посвящали свои вдохновенные творения русские поэты, художники, музыканты. Евгений Маркин, певец Рязанской Мещеры с восторгом писал:

Летят журавли, летят,

извечным выстроясь клином.

Плывут,

посылая равнинам

тихий прощальный взгляд...

Думается, что выставка «Новое поколение» оставила светлое впечатление в душе зрителя. Пожелаем же успешного продолжения дерзкого творческого полёта молодым сердцам, устремлённым в прекрасное будущее... А средством достижения творческого озарения пусть станет гармоническое единство с красотой русской природы. О чём повествует мелодическое откровение Константина Бальмонта:

Быть может, вся природа — мозаика цветов?

Быть может, вся природа — различность голосов?

Быть может, вся природа — лишь числа и черты?

Быть может, вся природа — желанье красоты?

Майя Мартолина