С творчеством композитора Владимира Устинова знакомы многие рязанцы — без его музыки невозможно представить многие спектакли Рязанского государственного областного театра для детей и молодежи (на Соборной), где с 2000 года Владимир Владимирович заведует музыкальной частью. В «послужном списке» автора — более 50 спектаклей, к более чем половине которых Владимир Устинов написал оригинальную музыку. Этот год для нашего героя — особенный: в июле он отметил «весомый» юбилей. Не преминул поздравить юбиляра и корреспондент портала VEZDEKULTURA. С Владимиром Устиновым мы поговорили о музыкальном закулисье и творчестве Sia и Ed Sheeran, выяснили, в чем виноваты Led Zeppelin и попытались разложить жизнь по нотам.
Музыка в доме Устиновых звучала часто — отец, хотя не имел профессионального образования, играл на семиструнной гитаре и аккордеоне.
— До 10 лет я жил вместе с бабушкой, которая работала сторожем в школе №15, на углу улиц Свободы и Полонского. В этой же школе я и учился. Рядом с нами находилось музыкальное училище (в здании нынешней музыкальной школы №1), из окон всегда звучала музыка, которой я заслушивался. Вечером, на школьном рояле, пытался повторить услышанное. Учиться профессионально меня в том возрасте не тянуло — на улице было веселее, — вспоминает Владимир Устинов.
Окончив школу, наш герой поступил в Рязанский радиотехнический университет. Казалось, бы путь был предопределен, однако стабильности Владимир Устинов предпочел творчество — да и мода тех лет на зарубежную поп- и рок-музыку, вокально-инструментальные ансамбли взяла верх. С учёбой было покончено, и Устинов отправился по волнам творческого моря.
— Я два года проучился в Рязанском радиоуниверститете, однако затем его достойно бросил. Сначала я перевёлся на вечернее отделение, даже родителям ничего не стал говорить. С вечернего меня забрали в армию, а когда я вернулся, восстанавливаться не стал. Ещё в школе, лет в 13-14, меня увлекла рок-музыка — было не до института. Шучу, говоря, что во всем виноваты Led Zeppelin — когда я их услышал, то захотелось не только играть, но и писать музыку, — рассказывает Владимир Устинов.
На вопрос, не боялся ли отказываться от стабильности, выбирая творчество, мой собеседник лишь улыбается. «Я почему-то верил, что у меня все получится», — говорит он. Ожидания сбылись — были и работа во Дворце молодежи (тогда — ДК нефтяников), поступление в музыкальное училище, и работа в ресторанах в качестве музыканта. Служил Владимир Устинов и в областной филармонии — был участником ВИА «Голоса друзей», гастролировал по районам, соседним регионам, по стране, а позже и вовсе расширил собственные горизонты — уехал работать в Карелию.
— В Рязань приехал коллектив из Карелии, билеты были проданы, а их гитарист не смог играть. Они искали музыканта, который смог бы выступить вместо него. По иронии судьбы мы с другом были в это время в филармонии. Нас, конечно, нашли, — я выступил с коллективом, а потом мне предложили перейти к ним на работу. Устроили и условия, и оплата — я согласился и уехал в Карелию, — поясняет Владимир Устинов.
Годы работы в коллективе музыкант вспоминает с удовлетворением — было много выступлений, поездок. Однако грянула перестройка, число концертов сократилось — было не до веселья, коллективы начали расформировывать. Пришлось вернуться в Рязань. Несмотря на сложные годы, от музыки Владимир Устинов не отказался.
— Собрал коллектив «Флирт», с которым выступали на свадьбах, праздниках. Играли также и мою авторскую программу, даже на 4 месяца ездили на гастроли в Китай. Одна из моих песен – «Я прикоснусь» — попала в 1989 году в хит-парад студии «Союз». Мы месяц продержались в первой десятке, однако потом всё сошло нет: не было поддержки спонсоров, навалились бытовые проблемы, — рассказывает Владимир Устинов.
Театр в жизни Владимира Устинова появился в 2000 году — на работу в ТЮЗ его пригласил тогдашний художественный руководитель Василий Грищенко. Устинов согласился попробовать, да так и остался — театральное закулисье оказалось близко ему и понятно. О том, что он оказался за сценой, говорит он, не жалеет.
— Сначала я сомневался — вдруг не получится, ведь театр — абсолютно не знакомая мне среда, но привлекали возможность реализовать себя как композитора и сам театр как действо. Понимаю актёров — не за большими деньгами они сюда идут, — признается Владимир Устинов.
Музыкальное оформление спектакля — сложная задача, во многом, от нее зависит то, с каким настроением зритель выйдет из зала. Здесь важно поймать настроение, понять замысел режиссера, говорит Владимир Устинов. Универсального рецепта не существует — несмотря на то, что и в театральном деле есть доля ремесла, самое главное здесь — вдохновение.
— Сроки сдачи работы есть всегда, порой сам их себе задаешь, однако без вдохновения не уйдешь никуда. Кто-то ищет вдохновение за инструментом, но это точно не обо мне. На нотную бумагу и в компьютер переношу уже готовый замысел, а моя творческая лаборатория — в голове, — подчеркивает Владимир Устинов.
Каждый раз, работая над новым произведением, композитор создает свой «музыкальный спектакль» — каждой сцене сопутствует та или иная музыкальная тема. На премьере прозвучит далеко не все, возможно, только фрагменты — таковы требования театра, музыка не может звучать все время. Однако, те постановки, где музыка является «главным героем», признается Устинов, для него — самые запоминающиеся.
— Первым спектаклем, который я полностью сделал в театре, был мюзикл «Остров Гдетотам». Там было около двадцати номеров, он был полностью музыкально выстроен. Хотя, вообще, я доволен всеми своими работами, — говорит он.
Одна из последних работ Владимира Устинова — детский спектакль «Трям! Здравствуйте!». Постановка, адресованная самым маленьким зрителям, удивляет и такой же светлой музыкой, которая наверняка запомнится публике. Быть с ребенком на одной волне, говорит композитор, — тот урок, который он получил от сотрудничества с Владимиром Шаинским.
— Владимир Шаинский приезжал в Рязань с авторскими встречами в 1985 году, когда я работал в филармонии. Вместе с барабанщиком помогали ему в выступлениях. Его песни были на слуху, порой нам не требовались даже репетиции. Мне кажется, что, возможно, такой же взгляд на лёгкость и простоту мелодий для детей у меня появился, на уровне подсознания, после общения с Владимиром Шаинским, — признается Владимир Устинов.
Любовь к музыке композитор сумел передать и сыну — хотя тот и не стал профессиональным музыкантом, играет для себя. Музыкальные вкусы у нас одинаковые, улыбается Владимир Устинов. Даже в том, что касается современной поп-музыки, в которой композитор ориентируется очень хорошо.
— Во время отпуска из поп-музыки прослушал все альбомы Sia и Ed Sheeran. Sia последний раз меня поразила, своим хитом «Chandelier». Ed Sheeran очень музыкален. Он такой молодой, рыжий, искренний, — говорит Владимир Устинов.
Возможно, отзвуки услышанного найдут свое отражение в новой работе Владимира Устинова — музыке к спектаклю «Господа Головлевы», над которым сейчас работает театр. На вопрос, какой она будет, автор лишь загадочно улыбается. «Если честно, я пока и сам не знаю, какой она будет. Есть тема, мелодия, но все может измениться. Самокритику никто не отменял, и от первоначального варианта не останется и следа», — признается он. Ясно одно — зрителям понравится, ведь иначе в случае с Владимиром Устиновым быть не может.
|