В юбилейном сезоне Рязанской областной филармонии зрители увидят на сцене не только заезжих звезд, но и свою землячку — лауреата международных конкурсов Полину Борисову (скрипка). Корреспондент портала VEZDEKULTURA воспользовался летним затишьем (и удобным случаем), чтобы побеседовать с Полиной об итогах прошедшего сезона и планах на предстоящий, уроках любимого педагога, Владимира Федоровича Бобылева, и персональном музыкальном абонементе.
Полина, сегодня вы живете и работаете далеко от Рязани. Часто ли выступаете на родной сцене? С каким чувством возвращаетесь в родной город?
— Жизнь так сложилась, что в 13 лет мне пришлось уехать из любимого города в Москву для продолжения обучения, творческих поисков. После отъезда я чаще выступаю в московских залах, даю концерты в качестве солистки Санкт-Петербургского Дома музыки в нашей стране и за границей. Визиты в родной города для меня — особая радость и всегда, без исключения,- приятное волнение и праздник. Я очень люблю выступать в Рязани! Замечательная публика, очень много детей на концертах — все слушают внимательно, с одинаковым интересом, и популярную музыку, и серьёзные сонаты Брамса, Равеля, Бетховена. Конечно, приходят друзья и родные!
Вы учились у прославленного рязанского педагога Владимира Фёдоровича Бобылева. Какие его советы пригодились вам не только в профессии, но и в жизни? Повлияла ли учеба у него на выбор дальнейшего пути?
— С четырёх лет мне посчастливилось в течение 9-ти лет учиться у великолепного, уникального педагога Владимира Фёдоровича Бобылёва, который рано ушёл от нас. Путь мой как профессионального музыканта был уже заранее известен ( как говорится, без вариантов), но без Владимира Федоровича даже не предствляю, как бы мог сложиться. Он научил меня главному и жизненно необходимому правилу для любого музыканта — фанатичному отношению к своему инструменту, безусловному уважению и доверию к педагогу. Он нас, учеников, воспитывал по-доброму, строго, но честно, бескорыстно, как своих детей, учил бережному отношению к звуку (скрипка должна петь, говорил он), щедро делился секретами владения инструментом — мог так преподнести нелюбимые детьми сложности, что они прыгали от восторга. И я, рассказывала моя мама, не была исключением.
До сих пор вспоминаю огромное количество сыгранных мною в детстве этюдов и гамм и мысленно благодарю Владимира Федоровича за нынешнюю лёгкость в исполнении тех или иных сложных произведений. Сейчас стараюсь заниматься так же, как и Владимир Федорович с нами, уже со своими учениками — учу их любви к инструменту, чтобы глаза горели. Остальное — обязательно получится!
Сейчас лето — время затишья в концертных залах, и время подвести итоги прошедшего сезона. Каким он был для Вас? Какие яркие концерты, встречи, события Вы могли бы выделить?
— Сезон был насыщен интересными и даже экзотичными заграничными поездками. По приглашению Санкт-Петербургского Дома музыки в рамках проекта «Посольство мастерства» я побывала с сольными концертами в Словакии, Македонии, Италии, Вьетнаме. В июле побывала в Испании, где совместно с испанским пианистом и саксофонистом Давидом Альмерихом было сыграно несколько концертов, а также мы подготовили новую, ещё более интересную и яркую программу, которая прозвучит в стенах Рязанской филармонии 13 октября, а 14 октября — в Касимове.
Конечно, было много концертов в Москве — незабываемыми стали мой новогодний сольный концерт в Московской филармонии, сольный концерт в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина (зал, где проводятся знаменитые «Декабрьские вечера»). Неизменно и с большой радостью принимаю участие в консерваторских концертах.
Также были интересные и ответственные концерты в других городах России — в Орловской филармонии, Санкт-Петербурге, Коломне, Пушкино... По приглашению оргкомитета конкурса Августина Апонте, (Тенерифе, Канарские острова, Испания), на котором я победила годом ранее, в рамках конкурса выступила с сольными концертами, а также дала мастер-классы студентам из разных стран — Кореи, Германии, Испании, Франции.
И конечно, с особым чувством вспоминаю свой весенний сольный концерт в любимой Рязани, в камерном зале филармонии. Надеюсь, что и будущий сезон будет столь же ярким!
В следующем сезоне рязанцев ждёт ваш персональный абонемент в Рязанской областной филармонии. Вы выступите вместе со своими коллегами — расскажите, какие программы ждут горожан и подробнее о тех, с кем Вы будете выступать.
— Мой абонемент в рязанской филармонии носит название «Скрипка плюс». Год назад мы уже делали такой абонемент, он имел большой успех и мы совместно с филармонией решили возобновить его. В этом сезоне слушателей ждёт 3 концерта: «Скрипка+саксофон», «Скрипка+сопрано», « Скрипка+арфа». Что касается исполнителей — идея была в том, чтобы привезти в Рязань новые имена — молодых талантливых музыкантов, лауреатов международных конкурсов, которые уже довольно известны широкой публике.
Но всё по порядку. В концерте «Скрипка+ Саксофон» участвует наш друг, испанец Давид Альмерих. Наш дуэт уникален — идея сочетания певучего тембра скрипки и яркого джазового инструмента — саксофона — нам очень понравилась, и мы решили её воплотить в жизнь. Репертуара, соответственно, нет — мы ищем интересные произведения и сами пишем обработки для ансамбля. Со временем известные композиторы начали писать и посвящать нам свои произведения. За время существования ансамбля с Давидом был записан компакт-диск «От барокко до джаза», также в планах — издание нового диска. За плечами нашего дуэта — победа на международном конкурсе «Ночь в Мадриде», Премия Правительства Москвы 2015 года за лучший международный реализованный проект. Это будет самый весёлый концерт, в котором прозвучат миниатюры для скрипки и саксофона.
В концерте «Скрипка+ голос» мы будем музицировать с талантливой солисткой Самарского театра оперы и балета, лауреатом международных конкурсов Зоей Петровой и выпускником МГК им. П. И. Чайковского Игорем Степаничем — фортепиано. В программе — Бах, Моцарт, Шуберт, Россини, Штраус, Гершвин и т.д.
И заключительный концерт – «Скрипка+ арфа». Завораживающее звуковое сочетание инструментов произведет, я уверена, неизгладимое впечатление на слушателей! Солисты концерта, лауреаты международных конкурсов, выпускницы МГК им. П. И. Чайковского, солистки Санкт-Петербургского дома музыки- блистательная арфистка Оксана Сидягина и пианистка Анна Грот. Программа включает в себя произведения Шпора, Сен-Санса, Массне, Поссе, Пьяццоллы.
Название абонемента – «Скрипка плюс». Предполагаете ли вы опровергнуть устоявшееся представление о скрипке как о солирующем инструменте или пытаетесь необычными дуэтами раскрыть возможности инструмента?
— Да, Вы совершенно правы, говоря о раскрытии возможностей скрипки необычными дуэтами. Идея абонемента заключается именно в этом. Хочется удивить наших слушателей, показать разные ансамбли, где скрипка солирует, или где инструменты — равноправные партнёры, или скрипка — аккомпанирует. На наших концертах — много детей, воспитанников ДМШ, которые учатся играть на скрипке. Наши концерты – прекрасный пример для вдохновения, позволяющий убедиться в возможностях скрипки и ещё больше полюбить этот самый сложный и самый удивительный инструмент.
Беседовала Наталья Бирюкова
|